Информация
Характеристики
Тип водоёма: реки
По месту: пресноводная
Сезон ловли: на открытой воде
Тип рыбы: хищные
Рыба: хариус
Виды ловли: нахлыст
Вид приманки: искусственные мушки
Вид искусственной мушки: сухие мушки
Экипировка: забродные сапоги
Опыт рыбака: знаю, на что буду ловить
Источник: http://www.rsn.ru/pubs/fly-fishing/20334

Лучший месяц в году — это сентябрь. Можете не спорить, спросите у любого рыболова, который охотится на хариуса с помощью мушки. А лучшее время в сентябре — это бабье лето. Вся кровососущая нечисть в виде комаров, слепней и мошки уже не беспокоит вечером у костра, где так приятно обсудить уходящий день за чашкой, может быть, совсем не чая, с наслаждением пытаясь угадать, на что же завтра будет ловиться главная рыба сезона — его величество хариус.

Утро на реке обязательно встретит туманом и прохладой, уже напоминающей о скором приближении зимы. На горелке завариваем кофе, готовим бутерброды и начинаем не торопясь упаковывать себя в слегка подмерзшие вейдерсы, готовясь к встрече нового дня и новым острым ощущениям, которые нам сегодня обязательно подарит наша любимая рыба.

В это время года хариус очень активно питается, наедая жир на зиму. Но самое главное, начинает брать с поверхности воды. При этом рыба может как питаться всеми насекомыми, что проплывают мимо, так и предпочитать какой-то один вид. Никогда точно неизвестно, какую мушку выберет сегодня этот хитрый гурман. Непредсказуемость добавляет нам приятного волнения, без которого большая часть рыбацкого удовольствия была бы невозможна. Конечно, мы готовы ко всему. Наши коробочки с мухами ломятся от количества вариантов, размеров и цветов, имитирующих всевозможных мошек, поденок, ручейников и жуков. Но не раз случалось, что вот той, единственной мушки именно сегодня не оказалось.

В сентябре река значительно меняется: вода становится идеально прозрачной, сильно падает ее уровень. Рыба концентрируется в определенных местах, которые очень легко читаются. Зато передвижение на моторной лодке близко к экстремальному: оголяются перекаты, сужается фарватер — уже не расслабишься, как летом.

Сегодня мы будем ловить только на сухую мушку. Наверняка нимфа тоже бы работала, может быть, даже эффективнее, но для нас настоящий нахлыст — это, конечно, ловля с поверхности. И вот мы уже в лодке мчимся по реке, разрезая туман. День обещает быть солнечным и теплым, а пока мы кутаемся в свои куртки и поглядываем на восходящее солнце в ожидании тепла. Погода то, что надо: на плесах абсолютная гладь, ни ветерка. В таких условиях будет отлично видно все выходы рыбы на поверхность. Нос лодки скользит по глади воды, как коньки по льду. Видно каждый камень на дне, вода идеально чиста, на перекатах очень мелко, и близость дна немного беспокоит, винт, кажется, работает всего в нескольких сантиметрах от коварного грунта.

Сейчас утро, и достаточно прохладно. Насекомые еще не отогрелись после ночных заморозков, и поэтому на поверхности реки их почти нет. Они появятся ближе к обеду, воздух наполнится всевозможными поденками, ручейниками, жуками и другими рыбьими деликатесами. Скорее всего, к обеду станет совсем тепло и будет массовый вылет какого-нибудь насекомого, а к вечеру, если не испортится погода, поверхность воды будет просто битком набита кормом для рыб, и они обязательно устроят пир. Нам же останется только подобрать нужную имитацию и наслаждаться процессом.

А сейчас, холодным утром, река кажется безжизненной. Но мы-то знаем, что это иллюзия, у нас есть план.

Как известно, в природе не бывает ничего абсолютного. Если большая часть рыб питается со дна, то всегда найдутся особи, которые поднимутся на поверхность за лакомым кусочком. Собственно, это и есть наш план — ждать массового вылета насекомых ближе к обеду, а пока попытаться найти тех немногих гурманов, которые соблазнятся нашими плавающими приманками. В таких условиях решающее значение имеют две вещи: место ловли и мушка.

Не стоит ожидать поимки достойного экземпляра на мелком перекате. Здесь скорее будет много пустых поклевок мелкого, незачетного (зачетный означает, по правилам ловли рыбы Алтайского края, не менее 18 см). Но нам мелочь и не нужна. Мы будем искать только «монстров». Достойные экземпляры предпочтут места ниже перекатов, там, где струя затихает и увеличивается глубина. К одному такому месту мы скоро подплывем.

А пока наша лодка лавирует по широкому разливу реки, пытаясь следовать руслу и нащупывая осторожно фарватер между отдельными галечными островками и мелями. Берега начинают подсвечиваться восходящим солнцем. А листва деревьев, еще не опавшая, начинает играть желто-красными переливами в первых утренних лучах. Поверхность реки покрывается легким туманом, словно кто-то невидимый курит.

Наконец, преодолев сложный участок, мы причаливаем в самом конце длинного переката, там, где затихает течение и начинается глубокая длинная яма. Вода в этом месте успокаивается и замедляет скорость. Глубина существенно увеличивается, а на дне появляются огромные камни. В таких местах обычно и живут самые крупные хариусы. Но утром они практически не кормятся с поверхности, и мы должны проявить все наше мастерство, чтобы увидеть выход рыбы на наши мушки.

Зная точно место, где живут крупные особи, нам осталось только подобрать приманки. Этим утром мы решили начать с мушек-раздражителей. Почти классический Redtag на крючке № 10 видно издалека, а крыло из волокон ярко-зеленого Aero Dry Wing делает его еще заметней. Точно так же эту муху, я уверен, видно с любой глубины. Идея проста: когда рыба предпочитает кормиться у дна, нужны веские причины, чтобы она поднялась наверх. Здесь, как говорится, «большому куску рот радуется». Зачем, спрашивается, стоять долгое время у дна, собирая всякую мелочь из-под камней, когда можно, поднявшись разок на поверхность, налопаться на полдня.

Я решил двигаться вниз, вдоль ямы, тщательно облавливая все дистанции. Во время проводки стараюсь играть мушкой, имитируя большого жука, упавшего в воду. Во время забросов осматриваюсь по сторонам, пытаясь заметить всплески рыбы и краем глаза следя за своим товарищем в надежде, что мне повезет первому.

Выход хариуса на муху всегда застает врасплох — даже если ты готов к этому и полностью сосредоточен на рыбалке. Вот и на сей раз я прозевал первую поклевку. Может, немного отвлекся или засмотрелся на красивый пейзаж, неважно, главное — рыба есть, и она заинтересовалась моей приманкой. Вообще-то это уже достижение. Рыба на поверхности не кормится, но все-таки соблазнилась и поднялась за мухой. В таких условиях обычно хариус не очень уверенно берет приманку, а если и берет, то почти сразу выплевывает, почувствовав подвох. Надо ли говорить о том, какая молниеносная подсечка должна быть в тот момент. До скорости молнии мне, к сожалению, разогнаться не удалось, поэтому я с надеждой сделал второй заброс в то же место. Теперь я был готов на все сто. Замерев в позе сеттера, с трясущимися руками, уставившись в одну точку, я повторял мантру: «Ну давай, давай, выходи!» Но, как часто бывает, рядом с мушкой вместо всплеска появился бурун, а муха разочарованно поплыла дальше. Хариус поднялся, но лишь для того, чтобы убедиться в обмане. Противник тщательно рассмотрел мое творение и вынес отрицательный вердикт, напоследок махнув хвостом.

По правде говоря, такая ситуация — дело обычное. Мушки-раздражители хоть и привлекают рыбу, но вызывают у нее подозрение, поэтому поклевки часто неуверенные и холостые. Зато они вызывают бурю эмоций из-за своей трудности и непредсказуемости.

Пока я размышлял, товарищ мой успел отличиться. Ему удалось соблазнить двух замечательных хариусов длиной более 30 см. Такой размер для наших мест уже большой, и было решено оставить трофеи для вечернего стола. Друг мой ловил на еще один вариант мухи-аттрактанта — «Рыжую бестию». За таинственным названием скрывается большой Klinkhamer очень яркой окраски. Вот уж точно мушка-раздражитель. Трудно предположить, о чем думает рыба, атакуя эту приманку. Ведь в природе ничего подобного нет! Обычно такие мухи мы используем для ловли неактивной рыбы в тихих глубоких местах. Часто «бестии» соблазняют настоящих трофеев. При этом мухи достаточны сложны в проводке и не так «зацеписты» за рыбу. Наверное, у хариуса все-таки возникают сомнения, поэтому берет он данный Klinkhamer очень осторожно.

Рыжая бестия.

Так с переменным успехом мы прошли весь плес, уговорив нескольких приличных рыб. Солнце поднялось уже высоко, согревая воздух и наполняя его ароматами бабьего лета. Залетали всевозможные насекомые, оттаяв после холодной ночи. На воде стали заметны выходы рыбы, которая постепенно начала переключаться на поверхностный корм.

Потратив пару часов на это замечательное место, мы с приятелем, немного уставшие, но довольные хорошей рыбалкой, двинулись в сторону лодки. Решено было сменить место и поэкспериментировать с мухами.

Следующая наша остановка на очень красивом месте. Река здесь разбивается на два рукава. А перед этой развилкой очень широкий и тихий плес. На противоположном берегу высокая гора, покрытая лесом, поэтому ветра тут почти не бывает. Течение медленное, вода напоминает зеркало, в котором отражаются небо и сосны на том берегу. Когда мы подплыли, то увидели несколько всплесков крупной рыбы ближе к середине реки. Ага! Рыбка есть, и она кормится! Ну что ж, тогда мы идем ловить. Запланированный чай и бутерброды пусть пока подождут.

Разделив реку поровну, то есть один рукав мне, а другой моему другу, решаем вопрос о выборе мушки. Обычно одинаковые приманки мы не ставим, так легче и быстрее подобрать ключики к рыбе, да и элемент соревнования всегда присутствует.

Конечно, можно просто методом перебора найти нужную имитацию. Но это не наш путь. Нахлыст не только очень красивый способ ловли. Он заставляет рыболова думать, искать и анализировать. Нахлыстовик не просто ловит рыбу, он использует свой пытливый ум, чтобы понять, как устроена природа, постоянно ищет взаимосвязи в окружающем мире. А еще нахлыстовик старается делать это красиво и в чудесном месте.

Перед тем как открыть коробку с мушками, я еще раз посмотрел на реку. Какого-либо массового вылета поденки или ручейника не было видно. Но ведь рыба, пусть нечасто, но что-то подбирала с воды. Конечно, воздух уже прогрелся и был наполнен всевозможными насекомыми, но некоторые явно выделялись. Божья коровка, кажется, начала свою осеннюю миграцию. Каждую осень в сентябре, когда наступает бабье лето, тысячи маленьких жучков срочно куда-то летят. Наверно, чувствуя приближение зимы, они, как птицы, стремятся в теплые края, естественно, часто попадая в воду. На воде их почти не видно, слишком низкий профиль. Но хариус их отлично распознает. Чаще всего божья коровка плывет брюшком вниз, поэтому имитировать яркие точки на спине нет необходимости. Главное — форма, размер и небольшие ножки на черном теле. Как раз такие мушки, связанные из пеньки, у нас есть. При ловле на них, правда, есть одна сложность: мушку не видно на воде, и поэтому реакция на поклевку иногда опаздывает. Но если приловчиться реагировать на всплески в районе мушки, то все получится. Зато при забросе очень комфортно, презентации никакой не надо, чем сильнее шлепнется об воду, тем лучше, да и как шлепнется — вверх брюшком, или наоборот, — невелика разница.

Божья коровка.

Привязав такого жука, выхожу на свой участок ловли. Несколько забросов — и вижу чуть ниже всплеск приличной рыбы. «Так, потенциальный клиент на мою муху», — думаю я и начинаю медленно спускаться, чтобы можно было добросить. Как всегда, первый блин комом. Опять я прозевал поклевку. Мысленно ругаясь, делаю повторный заброс. Сейчас я весь сконцентрирован, руками, глазами и всем остальным напряженно жду и… вау! Взрыв адреналина в мозгу, резкая подсечка, и мой CD Rods четвертого класса приятно пульсирует в руке, согнувшись под рыбой.

Так незаметно день перевалил далеко за середину, и мы наконец решили перекусить и опять сменить место. Пока обедали, делились впечатлениями. Товарищ мой, оказывается, ловил в основном на имитацию лесного клопа-«вонючки». Он вскрыл желудок у одного хариуса и обнаружил там клопов. Эти лесные жители также массово мигрируют осенью и попадают в больших количествах в воду. Ну, а хариус, конечно же, не пропустит такой большой кусочек «ароматного» мяса. Так что середину дня мы назвали «время жуков».

Клопы из желудка хариуса.

Имитации клопов.

Пока мы обедали, на реке произошли важные изменения. На черной глади воды, на фоне леса, стали появляться маленькие светлые столбики, медленно плывущие вниз по течению. Поденка! Начался массовый вылет. Вообще-то мы его ожидали. Любой нахлыстовик знает, как беснуется рыба во время вылета поденки. А сейчас было самое время. Интересно, есть ли у нас в коробках подходящая имитация? Изловив пару экземпляров, пробуем идентифицировать. «Нарколог, кардиолог, офтальмолог… Энтомолог!» — вспомнил я, улыбаясь, название профессии, которую мы сейчас пытались освоить. Честно, название на латыни нас не очень беспокоило, идентификация сводилась к размеру, цвету и форме насекомого. Маленькая (крючок № 14), светло-зеленая с сероватым оттенком (кажется, Callibaetis), крылышки светло-серые, двойной хвостик. Ну все, опознана! Есть у нас такая имитация из CDC-перьев. А значит, нас ожидает настоящий праздник нахлыста. Кто попадал на такой пир, тот знает! Поклевки происходят на каждой проводке. Хариус берет жадно, сходов почти нет. Река начинает просто кипеть от всплесков рыбы. Но если у вас нет нужной мушки, этот день станет для вас черным, потому что, что бы вы ни делали, рыба реагировать не будет.

Поденка Callibaetis.

Вечером, сидя у костра, пропустив по паре рюмочек, мы вспоминаем прошедший день. Перебираем в разговоре уловистые и не очень мушки. На душе легко и приятно. День явно удался. Мы обсуждаем различные ситуации, заново переживая радости и неудачи. Допивая остывающий чай около догорающего костра, я думаю о завтрашнем дне: какой он будет, что предпочтет его величество хариус? Наслаждаясь звездным небом и этим замечательным временем года, я ложусь спать. Сны меня ожидают очень приятные.